Главная страница
Контакты





Основы Менеджмента-Методичка-Коммерция. Методические указания к курсу, и задания к контрольной работе для студентов 2 курса заочной формы обучения


Скачать 238 Kb.
НазваниеМетодические указания к курсу, и задания к контрольной работе для студентов 2 курса заочной формы обучения
АнкорОсновы Менеджмента-Методичка-Коммерция.doc
Дата08.07.2018
Размер238 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОсновы Менеджмента-Методичка-Коммерция.doc
ТипМетодические указания
#15408
страница1 из 4

Подборка по базе: Методические указания к практическим работам ОП.02.docx, Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине .
  1   2   3   4

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

И СТРОИТЕЛЬСТВА

Кафедра КОММЕРЦИИ


ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Программа, методические указания к курсу,

и задания к контрольной работе

для студентов 2 курса заочной формы обучения

специальности 071401 «Социально культурная деятельность»

МОСКВА

УДК 338

ББК 65

Одобрено


Научно-методическим

советом института


Составители:

К.С. Бледный, канд. экон. наук, доц.

В.А. Дикарева, канд. экон. наук, проф.
Рецензенты:

Р.К. Горшков, доктор экон.наук, проф.(МИКХиС)

В.Ф.Скляров, доктор экон.наук, проф. (Московский экономический институт)

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Цели и задачи дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Основы менеджмента» призвано сформировать у будущих специалистов базовые знания и подготовленность к профессиональной деятельности согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования.

Предметом изучения являются современная концепция и задачи менеджмента, научные основы управления, функции менеджмента, процессы принятия управленческих решений и организационного проектирования, теории лидерства и мотивации персонала, управление конфликтами и стрессами.

В процессе изучения дисциплины студенты должны научиться квалифицировано работать со специальной экономической и нормативной литературой, решать конкретные экономические задачи, определять пути повышения эффективности предпринимательской деятельности, используя последние достижения в области менеджмента.

Необходимость изучения и практического применения методов и основ менеджмента обусловливается переходом к рыночной экономике, необходимостью быстрой реакции производителей на конъюнктуру рынка, стремлением в короткое время адаптироваться в изменяющихся ситуациях.

Задачи дисциплины:

  • обучить студентов современным тенденциям управления социально-экономическими системами с учетом передового отечественного и зарубежного опыта,

  • дать студентам всестороннее представление о специфических особенностях управленческой деятельности, об организационных формах и структурах управления предприятиями и организациями в условиях рыночной экономики,

  • способствовать получению студентами специальных знаний в области теоретических основ и инструментария менеджмента для эффективной практической деятельности в сфере коммерции.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

- основные понятия и категории менеджмента,

- цикл менеджмента,

- процесс принятия и реализации управленческих решений,

- типы организационных структур управления,

- формы делового и управленческого общения в коллективе,

- основные теории организации,

- теории лидерства,

-теории мотивации,

- стили управления и поведения.

б) уметь:

- успешно решать сложные задачи управления,

  • проектировать гибкие и эффективные системы управления,

- осуществлять стратегическое и тактическое управление организацией,

  • умело руководить деятельностью трудовых коллективов,

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения,

  • управлять конфликтами и стрессами.

В процессе обучения предполагается текущий контроль усвоения материала и закрепления знаний студентов, а также выработка навыков принятия самостоятельных решений в менеджменте. Это осуществляется путем проведения семинарских и практических занятий и тестирования. Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают зачет по курсу «Основы менеджмента».

ПРОГРАММА КУРСА
ТЕМА 1. ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

2. Организация как открытая система и объект менеджмента

3. Цикл менеджмента

4. Уровни менеджмента в организации

5. Эволюция теории менеджмента
ТЕМА 2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1. Основы теории принятия решений

2. Технология принятия решений

3. Методы обоснования управленческих решений
ТЕМА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность планирования как функции менеджмента

2. Цели организации

3. Стратегическое планирование

4. Формирование стратегии фирмы
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ

1 Сущность и содержание функции организации

2. Основные теории организации

3. Организационное проектирование

4. Типы организационных структур управления

5. Управление организационными изменениями

6. Организационное развитие

ТЕМА 5. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и сущность мотивации

2. Содержательные теории мотивации

3. Процессные теории мотивации
ТЕМА 6. ЛИДЕРСТВО

1. Понятие и сущность лидерства

2. Теория лидерских качеств

3. Поведенческие теории лидерства

4. Ситуационные теории лидерства
ТЕМА 7. КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

1. Сущность и содержание функции контроль

2. Процесс контроля
ТЕМА 8. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ

1. Природа конфликта в организации

2. Управление конфликтной ситуацией

3. Управление стрессами

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Тема 1. Понятие и содержание категории менеджмента. Эволюция управленческой мысли

Менеджмент (широкая трактовка) – это система научных знаний, искусства и опыта, которые лежат в основе деятельности профессиональных руководителей для достижения цели организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения других людей.

Менеджмент (узкая трактовка) – это процесс планирования, организации, руководства и контроля организацией ресурсов для результативного и эффективного достижения целей организации.

Менеджмент – это наука, отрасль знаний со своим предметом, которая занимается изучением исследования принципов и закономерностей управления. Это:

- вид практической деятельности;

- функция, которая исполняется в рамках конкретной организации;

- персонал;

- процесс;

- орган \ аппарат;

- искусство соединения науки и практики.

Функции менеджмента:

1. планирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением целей и составлением планов для достижения целей;

2. организация – вид управленческой деятельности, связанный с формированием структурного органа, как объекта, и обеспечение исполнения работы для достижения поставленных целей;

3. руководство – вид управленческой деятельности, связанный с активизацией работы трудового коллектива и каждого отдельного работника для достижения общих целей организации;

4. контроль – вид управленческой деятельности, связанный с количественной и качественной оценкой результатов работы или достижений организации.

Сферы менеджмента:

1. производство;

2. финансы;

3. НИОКР;

4. маркетинг;

5. управление персоналом;

6. управление материально-техническими ресурсами и т.д.

Уровни менеджмента:

1. топ менеджер – разрабатывает стратегию, определяет глобальные цели, формы взаимоотношений с группами влияния внешней среды;

2. средний уровень менеджмента – руководит функциональными подразделами организации; решает тактические задачи (например, приобретение нового оборудования);

3. нижний уровень исполняет краткосрочные задания.

Признаки деятельности менеджеров:

1. менеджер руководит работой подчиненных;

2. управляет частью или всей организацией;

3. получает определенные полномочия и принимает в границах этих полномочий решения, которые будут иметь последствия для части или всей организации;

4. принимает на себя ответственность за последствия реализации решений.

Роль менеджера организации:

1. Межличностная роль:

- главный руководитель;

- лидер;

- связующее звено.

2. Информационная роль:

- принимает информацию;

- разделяет информацию;

- представляет информацию.

3. Роль, связанная с принятием решением:

- предпринимателя;

- ликвидатор нарушений;

- разделитель ресурсов;

- ведущий переговоры.

Цель менеджеров организации – создание условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение целей организации с минимальными затратами денег, времени, усилий, а также с минимальными неудобствами и максимальным удовлетворением для работников.

Качества, предъявляемые менеджеру:

- технические способности;

- аналитические способности;

- диагностические способности;

- коммуникативные способности;

- концептуальные способности – способность видеть общую картину.

Группы теорий менеджмента:

1. Классические теории:

- школа научного управления (Фрез и Лилиан Гилберт, Генри Гант);

- школа административного управления (Анри Файоль, Макс Вебер).

2. Неоклассические теории:

- школа человеческих отношений;

- школа управления группами.

3. Количественные теории:

- математическая теория;

- школа науки управления исследования операций.
Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое менеджмент?

  2. Какое определение менеджменту дал Тейлор?

  3. Какое определение менеджмента, по вашему мнению, самое полное?

  4. Предпосылки возникновения менеджмента как науки?

  5. Что такое цикл менеджмента?

  6. Дайте характеристику основным составляющим цикла менеджмента.

  7. Чем отличается менеджер от бизнесмена?

  8. В чем состоит роль менеджера в организации?

  9. В чем заключается сущность количественного подхода к управлению?

  10. Чем отличается процессный подход от системного подхода?

  11. Дайте характеристику ситуационному подходу к управлению.

  12. В чем заключается сущность современной концепции менеджмента?

  13. Для чего необходимо изучать менеджмент?



Тема 2. Процесс принятия управленческих решений

Принятие решений занимает центральное место в управлении организацией.

В широкой трактовке «принятие решения» отожествляется со всем процессом управления (выбор альтернатив, реализация и контроль), в узкой трактовке – выбор одной из нескольких альтернатив.

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать менеджер, чтобы исполнить обязанности, которые обусловливаются его должностью.

Назначение управленческого решения – обеспечить достижение организацией поставленных целей.

Виды решений:

1. В зависимости от долговременности последствий принятых решений и масштаба проблем:

а) стратегического характера;

б) тактического характера;

в) оперативного характера.

2. В зависимости от степени стандартизации решения:

а) решения запрограммированные (рутинные);

б) решения незапрограммированные (нестандартные или творческие).

3. В зависимости от количества субъектов, принимающих решения:

а) индивидуальные;

б) коллективные.

4. В зависимости от характера среды решения:

а) принимаются в среде полной определенности;

б) принимаются в среде полной неопределенности;

в) принимаются в среде частичной определенности.

Обстоятельства, влияющие на принятие решений:

1. Субъективные – зависят от лица, принимающего решение (менеджера).

2. Объективные – не зависят от менеджера.

Модели принятия решений:

1. Классическая модель базируется на понятии абсолютной рациональности. Лицо, принимающее решение (ЛПР) имеет:

- четкую цель;

- полную информацию относительно сложившейся ситуации;

- полную информацию относительно возможных альтернатив и последствий реализации решений;

- рациональную систему рассортировки преимуществ в иерархии возможностей.

2. Поведенческая модель базируется на принятии рациональных решений, тогда, когда на практике абсолютно рациональных решений принять нельзя.

3. Иррациональная модель – решение принимается до рассмотрения каких-либо альтернатив.

Технологии принятия решений:

1) Интуитивная технология.

1. Регистрация изменений.

2. Селекция решений, которые содержатся в памяти субъекта управления.

3. Принятие решения.

Интуитивная технология подразделяется на:

а) чисто интуитивную технологию, для которой характерно принятие решений без альтернатив и без анализа. Применяются этапы 1 и 3.

б) работа по накопленному опыту. Применяются этапы 1,2 и 3.

2) Рациональная технология.

1. Диагноз проблемы.

2. Накопление информации по проблеме.

3. Разработка альтернативных вариантов.

4. Оценка альтернативных вариантов.

5. Принятие решения.

Методы обоснования принятых решений:

1. Качественные методы:

- экспертные;

- методы творческого поиска альтернатив:

а) методы индивидуального поиска (метод аналогии, метод инверсии);

б) методы коллективного поиска альтернатив (мозговая атака или мозговой штурм);

в) методы активизации творческого поиска (метод контрольных вопросов).

2. Количественные методы:

- методы математического программирования, предназначенные для обоснования решений в условиях полной и частичной определенности информации:

а) аналитические методы характеризуются тем, что устанавливают аналитическую зависимость между условиями исполнения задачи и ее результатом;

б) статистические методы основаны на сборе, обработке и анализе статистических материалов, включая математическую статистику и теорию вероятности.

- теоретико-игровые методы предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности информации:

а) методы теории статистических решений используются, когда неопределенность окружения вызвана объективными обстоятельствами;

б) методы теории игр используются, когда неопределенность окружения вызвана сознательными действиями противника.

Цель лица, принимающего решение, заключается в том, чтобы выбрать вариант, который будет наиболее предпочтительным.

Переменные любого решения попадают в две области:
1. Область стратегии.

2. Область внешних условий, среди которых: природные условия и действия конкурентов.

Стратегии представляют собой шаги, предпринимаемые компанией для достижения своих целей. Всегда есть несколько вариантов стратегий, которые могут использоваться в ответ на любую проблемную ситуацию.

Одна и та же стратегия дает различные результаты при разных типах внешних условий.

Платежная матрица – это инструмент методов теории статистических решений и теории игр. Платежная матрица используется когда:

1. имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегий для выбора между ними;

2. вероятность наступления какого-либо события внешних условий не определена или несет вероятностный характер;

3. результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место.

Платежная матрица имеет вид двухкамерной таблицы, где:

Nij – внешние условия;

Sij – стратегии;

aij – платеж – это результат реализации конкретной стратегии при конкретных обстоятельствах.





Nij

Nij

Sij

aij

aij

Sij

aij

aij



Критерии:

1. Критерий Бейсса – Лапласа. Критерии используются, когда есть информация о вероятности наступления того или иного события. Если нет такой информации, то вероятность наступления события принимается как равная. Поэтому критерию выбираем стратегию, которая обеспечивает максимальную эффективность при любых внешних условиях.

∑Bij = 1, где:

n – количество событий;

Bij – вероятность наступления событий.

n = max (aij)

2. Критерий оптимизма. Поэтому критерию выбираем стратегию, которая обеспечивает максимальный результат из числа максимально возможных. max (max aij)

3. Критерий пессимизма (Уолда). Выбирается та стратегия, которая приводит к наилучшему результату из числа минимальных эффектов. max (min aij)

4. Критерий сожалений (Севиджа). Предусматривается, что лицо, принимающее решение, ставит себе целью минимизировать потери или упущенные возможности. Решается в два шага:

1) построение матрицы потерь;

2) выбор min (max aij).
Вопросы для самоконтроля

  1. Что вы понимаете под управленческим решением?

  2. Назовите виды управленческих решений.

  3. Какие существуют методы обоснования принятия решений?

  4. Перечислите этапы принятия решений.

  5. В чем сущность классической модели принятия решений?

  6. На чем базируется поведенческая модель принятия решений?

  7. В чем сущность иррациональной модели принятия управленческих решений?

  8. Что вы понимаете под технологией принятия решений?

  9. Какие вы знаете методы прогнозирования?

  10. В чем суть платежной матрицы?

  11. Что такое «дерево решений»?

  12. Какие способы принятия решений вы знаете?

  13. Критерии выбора управленческого решения.


  1   2   3   4