Главная страница
Контакты






Синестезия. Характерным примером синестезии может считаться, так называемый цветовой слух. Цветной слух проявление синестезии, при котором два чувства, зрение и слух, связаны в одно целое


Скачать 40.55 Kb.
НазваниеХарактерным примером синестезии может считаться, так называемый цветовой слух. Цветной слух проявление синестезии, при котором два чувства, зрение и слух, связаны в одно целое
АнкорСинестезия.docx
Дата09.07.2018
Размер40.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСинестезия.docx
ТипДокументы
#15426

Синестезия (в переводе с греческого — одновременное ощущение) — не заболевание как таковое, но психологический феномен восприятия, заключающийся в том, что раздражение одного органа чувств, вызывает специфические ощущения в другом органе чувств, незадействованном в данном конкретном случае.

Характерным примером синестезии может считаться, так называемый — цветовой слух. Цветной слух — проявление синестезии, при котором два чувства, зрение и слух, связаны в одно целое. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками.

Синестезию нельзя считать заболеванием, если конечно она не принимает крайних и особо причудливых форм. Большинство вполне здоровых людей являются синестетиками в большей или меньшей степени.

Синестезию можно условно разделить на несколько по характеру задействованных дополнительных ощущений. Существуют зрительные дополнительные ощущения (фотизмы), слуховые дополнительные ощущения (фонизмы), вкусовые дополнительные ощущения и т. д.

Синестезия может проявляться как избирательно (в отдельных ситуациях, как реакция на отдельные ощущения и раздражения), так и распространяться на целую область восприятия реальности человеком.

К примеру, музыкальными синестетиками (людьми с упоминавшимся ранее цветовым слухом) были такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков, Мессиан, Томас Кёнер, и член группы Coil — Джон Бэланс. для всех этих людей, музыка определенного тона была окрашена в самые различные цвета. Обратным примером является литовский композитор и художник М. Чюрлёнис старавшийся передать в своих живописных работах музыку.

При этом синестезия не однородна и индивидуальна для каждого человека. Одни и те же звуки, для разных людей могут быть окрашены в различные цвета и представляться различными образами. Кроме того, синестезия как явление, может проявлять себя в «окрашивании» иными чувствами не только звуков, но и вкусовых и тактильных ощущений, чисел, слов, дней недели и еще многих понятий и явлений.

Наиболее часто встречаются синестезии с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова, к примеру, буква, А очень часто ассоциируется с ярко зеленым цветом.

На данный момент не существует удовлетворительной теории, объясняющей происхождение такого сложного психологического феномена как синестезия.

По мнению американского психолога — Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок и делает возможным метод семантического дифференциала.

Несмотря на неясность происхождения данного явления, синестезия знакома людям с глубокой древности. Еще далекие наши далекие предки знали о существовании особого искусства — синкретики. Синкретика означает — неделимое. Звуки и цвета в сознании первобытных людей отождествлялись со строго определенными предметами, восприятие же самих предметов было конкретным.

Явление синестезии происходит непроизвольно и не зависит от желания человека. Синестезия практически не поддаётся изменению по желанию либо усилием воли. Иногда проявления синестезии могут существенно видоизменяться в зависимости от того, сконцентрировано ли на них внимание синестетика, от его эмоционального состояния, от того ожидаем или нет был стимул синестезии.

Считается, что развитие синестезии происходит, скорее всего, раннем детстве. Не исключено, что некоторые формы синестезии, такие как реакция на музыку, звуки, речь или эмоции — могут появляться еще до рождения ребенка, в материнской утробе.

Иногда синестетик может испытывать «сенсорную перегрузку» — избыточную нагрузку на нервную систему, вызванную проявлениями синестезии. В этих случаях, единственным выходом является максимально оградить себя от провоцирующих проявление синестезии факторов и раздражителей. Но вопрос о полном избавлении от синестезии остается открытым. Все дело в том, что синестезия как таковая вовсе не является каким либо психологическим, либо психическим заболеванием, а рассматривается как вариант нормы.

Встречаются случаи полного исчезновения синестезии, без каких либо внешних причин, либо воздействий. Наиболее часто подобное происходит в переходном возрасте и, вероятно, связано с серьезными изменениями функций всего организма и перестройкой нервной системы в частности. Кратковременное же исчезновение синестезии, может быть вызвано стрессом и этому существуют неопровержимые свидетельства.

Психология цвета: синестезия

Синестезия — это психологическая соотносимость цвета, звука, слова, формы, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений. Впервые на это явление обратили внимание личности творческие — художники и писатели. Гете отметил соответствие геометрических фигур определенным цветам (круг = синему, а треугольник = желтому). Артюр Рембо писал, что звук «А» черного цвета, «Е» — белого, «И» — красного, «У» — зеленого, «О» — голубого. Иван Бунин продвинулся еще дальше: он подробно изложил цветопередачу всех букв русского алфавита.

В середине ХХ века синестезию серьезно стали изучать и психологи. Они доказали, что синестезия характерна для всех людей, но проявляется она в подавляющем большинстве случаев на бессознательном уровне. Звуковое или вкусовое ощущение цвета возникает спонтанно, однако оно характеризуется поразительной устойчивостью и личностным однообразием. Такое явление как синестезия нельзя упускать при создании визуальной рекламы и упаковки, так как цвет в рекламе помогает направлять внимание потребителя в нужное русло, корректировать его отношение к товару в положительном смысле.

В практике большую роль играет функциональная пригодность цвета. В зависимости от обстоятельств, тот или иной цвет психологически вызывает определенные чувства:



Красный: теплый, энергичный, сладкий, веселый. Рекомендуется для оформления рекламы пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, сигарет. Осторожности требует при упаковке кондитерских изделий, так как устойчивая ассоциация красного со «сладостью» может привести к чувству пресыщения. Разбавленный красный (розовый) идеален для оформления линий декоративной косметики.

Синий: холодный, спокойный, сладкий, тихий. Занимает стабильное второе место в списке любимых цветов. Рекомендуется для оформления и рекламы пищевых продуктов, минеральной воды, водки, бытовой техники (особенно холодильников и кондиционеров), сантехнического оборудования.



Зеленый: холодный устойчивый, кислый, глухой. Натуральный цвет, соотносимый с понятием «природный», рекомендуется для оздоровительных, экологически чистых продуктов, фармакологических препаратов, линий лечебной косметики, пива (кислый вкус).



Желтый: теплый, нежный, легкий, тревожный. Характеристики противоречивые, как и сам цвет. Потому его можно использовать для оформления рекламы совершенно разных продуктов (детское питание, различные пищевые масла, лекарственные препараты, туристические услуги).



Фиолетовый: тяжелый, глухой, своевольный. Хорошо сочетается с теми продуктами, в которых важно подчеркнуть какой-либо неожиданный аспект, своеобразие, вычурность.



Коричневый: земляной, натуральный, комфортный. Выражает опытность и традиционность. Соответствует товарам, главная характеристика и преимущество которых — традиционность. Коричневый акцентирует внимание на проверке временем, отсутствия легкомыслия.



Черный: тяжелый, глухой, затягивающий. Психологическое воздействие определяется цветовой парой. Как цвет в рекламе подчеркивает торжественность, весомость, важность товара, «оправдывает» высокую стоимость эксклюзивной продукции.



Белый: легкий, светоносный, звучный, раскрывающийся. Как и черный, сам по себе не так значим, как в паре. Вместе с холодными цветами особенно ярко подчеркивает «освежающие» характеристики продукта, отвечает понятиям «чистота», «стерильность».

Примечание: все рекомендации по использованию цвета для тех или иных целей базируются исключительно на эффекте синестезии. При выбора цвета следует учитывать множество других факторов, оценивать их совокупность и выбирать приоритеты. Цвет в рекламе — один из ключевых элементов, его выбор должен не должен основываться на ваши личные вкусовые предпочтения либо однозначные рекомендации в литературе.